Когда мы полностью отдаемся духу танца, он становится молитвой
slide2.jpg
/

Истинная суть народа - в его танце и его музыке. Тела никогда не лгут. /Агнес де Милль/


Дни Индии во Львове
10.03.2015
НХК "Шелковый путь" принял участие в фестивале "Намасте Львов", который проходил с 6 по 8 марта ...

С Новым годом и Рождеством!
05.01.2015
НХК "Шелковый путь" поздравляет  ВАС с Новым годом и Рождеством! Пусть он будет полон свершившихся надежд и мечтаний! ...

Танец живота, восточные танцы, индийские танцы, танцы для детей, танцы болливуд. Клуб

Что для вас главное при выборе школы танца?




Клуб восточного танца Шелковый путь
 
СТАТЬИ МУЗЫКА ВИДЕО КНИГИ и ЖУРНАЛЫ СЛОВАРЬ
  
Главная >> СОКРОВИЩНИЦА >> СТАТЬИ >> Индийский танец Одисси. Стиль Гуру Сурендра Натх Джены

Индийский танец Одисси. Стиль Гуру Сурендра Натх Джены

Печать E-mail
31.03.2011
Среди семи классических стилей индийского танца наиболее древним является Одисси, процветавший в многочисленных храмах восточного штата Орисса. Танец и музыка, как и любая форма искусства в Индии, всегда были тесно связаны с общественной жизнью, философией и религией. Танец считался одним из способов поклонения, а танцоры, равно как и музыканты, посвящали себя храмовым божествам.

Индия – древняя страна с уникальнымикультурой и искусством. Другое название страны – Бхарат, где «бха» означает«бхаав», то есть «эмоция», «ра» – «рааг», то есть различные мелодии, а «та» –«таал», или ритм. Различные стили танца под аккомпанемент раагов («мужских»мелодий) и рагинь («женских» мелодий) в сопровождении различных тааловрепетировали и танцевали годами. Эти стили танца разучивали и передавали изпоколения в поколения посредством традиции Гуру-Шишья Парампара.

Среди семи классических стилей индийскоготанца наиболее древним является Одисси, процветавший в многочисленных храмахвосточного штата Орисса. Первое письменное свидетельство существования этойтанцевальной и музыкальной традиции было найдено неподалеку от столицы Ориссы –Бхубанешвара – в пещерах Хатигумпа в Удайгири, сооруженных во II ст. до н.э.царем-джайном Кхарвелой. В Ориссе расположено множество храмов, украшенныхизящными скульптурами в разнообразных танцевальных позах, в том числе ипоражающие воображение храмовые комплексы – знаменитый храм Солнца в Конарке,Муктешвар, Брамешвар, Лингарадж и Чаусант Йогини и проч., - построенные впериод с VII по XIII ст.н.э.

Танец и музыка, как и любая форма искусства вИндии, всегда были тесно связаны с общественной жизнью, философией и религией.Танец считался одним из способов поклонения, а танцоры, равно как и музыканты,посвящали себя храмовым божествам. Живая традиция танца в Ориссе включала всебя девадаси («дев» - бог и «даси» - слуга), или махари («маха» – великая и «ари»– женщина или небесная красавица из Махар-лока – одного из 7 локов, или миров).Эти женщины еще с юных лет посвящали всю свою жизнь служению в храме и были«женами богов». Они танцевали и пели в храмах – в храме Джаганнатха в Пури и вомногих других, а некоторые также выступали вне храмов – на фестивалях.

Позже, начиная с XIV ст.н.э., традиция девадаси прервалась.Причин тому было много, но прежде всего – вторжения мусульман и монголов.Танцовщиц похищали, храмы грабили, к тому же отсутствовало царскоепокровительство им. Традиция потеряла свою чистоту, институт девадаси былскомпрометирован: чтобы каким-то образом выживать и обеспечивать своиежедневные потребности, девадаси становились платными певичками, частовстречалась и проституция.

Далее, в XVI веке, вошла в силу новая религия –вайшнавизм, последователи которого представляли весь мир в качестве женщины, аединственным мужчиной считался бог Кришна. Мужчины надевали женские одежды, какбы становясь при этом Радой или гопи (женщиной-подвижницей Кришны). Гуру, ранееобучавшие танцу девадаси, стали преподавать танец и музыку мальчикам-готипуа(«готи» - один и «пуа» - мальчик). Готипуа выступали в женских нарядах, главнымобразом, чтобы развлечь публику и путешествовали из одного селения в другое. Таксформировалась школа Готипуа. Лишь много позже, через десять лет послеобретения Индией независимости, был организован семинар, целью которогоявлялось восстановить танец и дать жизнь новому Одисси. Потому сегодняшнийОдисси более всего подобен стилю Готипуа.

Хотя Одисси – преимущественно женственнаяформа танца (Ласья – женский аспект), его исполняют как мужчины, так и женщины.Для стиля характерны две основные позы. Первая – «трибанги» («три» - три и«банги» - поза), прообразом которой стали позы Кришны. Это женская поза, вкоторой тело как бы совершает три изгиба: торс сдвинут в противоположнуюсторону от головы и бедер. Вторая – «чока» («квадрат»); в этой позиции вес телараспределяется равномерно, базовой фигурой позиции становится квадрат, которыйтакже замечаем в позе Джаганнатха, поднявшего руки по сторонам в благословенииверующим.

Почивший Гуру Сурендра Натх Джена обогатилстиль Одисси, привнеся в него множество поз фигур из храмов Ориссы, в основномиз храма Солнца в Конарке, где скульптура часто отражает повседневную жизнь,сельский быт и обычаи Ориссы, включая такие характерные для этой местностиформы искусства, как джатра (драма), свитки-паттачитра и таал-патра – живописьна пальмовых листьях и ткани. Его танец отражает оба аспекта – Тандав (мужественные,агрессивные, мощные движения) и Ласья (мягкие, нежные, женственные) – в отличиеот других школ Одисси, баирующихся в основном на Ласье. Кроме того, егохореография почерпнута из различных источников, таких как Абхиная Чандрика иШильп Пракаш, где главным образом описываются 16 Наик, или 16 женксих поз,таких как Аласья (томная), Торана (стоящая в дверях) и проч. Гуру Сурендра НатхДжена оживил в танце эти скульптурные позы. Характерными для стиля являютсяособые мудры (жесты рук), описанные в вышеупомянутых текстах, и немалоеколичество поз из йоги.

Вайшнавизм, Шиваизм и Тантризм – все эти триаспекта Индуизма в равной степени отражены в стиле Одисси Гуру Сурендры НатхаДжены. Его танец задумывался скорее для «атма-ранджан» (удовлетворения души),нежели для «лок-ранджан» (удовлетворения публики). Композиционно танцы построенына «бхакти-бхаав», взгляд концентрируется в основном фронтально, посколькубожество визуализируется перед поклоняющимся, что напрямую связано собычаями девадаси, танцевавшими перед своими божествами в храмах.

Стиль танца Гуру Сурендры Натха Дженыфокусируется на подвижническом, духовном аспекте жизни, который является частьюйоги. В Патанджали Йог Сутре, где изображается Эшвар Пранидхан, описывается,как индивидуум вверяет себя милости Всесущего бога. Это и есть Бхакти Марг(путь подвижничества). Исполнительница классического танца похожа на йога,Будду и девадаси: тело йога, сознание пребывает в состоянии Будды, а танцуетона как храмовая танцовщица девадаси, которая в медитации движется сквозьчарующую музыку, воспроизводя различные позы, асаны, движения; внутреннимвзором видя бога перед собой, танцует для него, двигаясь как он. Это «ЧинтамМантрам», где танцовщица снова и снова призывает бога: ее тело, разум и душатворят мантру, во время которой она получает энергию от бога, душа еепросветляется, самореализуется и, наконец, достигает мокши, или самадхи. Тактанцовщица обретает Пурнананд (наполненный радостью), Атмананд (просветлениедуши) и Брахмананд (единение с Богом).

 
Добавить:
Добавить новость на News2
Добавить новость на NewsLand!
Добавить новость на SMI2
Добавить на OnText
Забобрить!
Delicious
De.lirio.us
Digg
connotea
Reddit
SlashDot
Technorati
YahooMyWeb
Google it
music

 


г. Киев, тел. 8-050-184-05-26(27); 8-044-331-32-06
Яндекс цитирования МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов