"Одисси" - лирический танец восточной Индии |
|
Однимиз наиболее изысканных классических танцевальных стилей Индии являетсяОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в Ориссе. О немупоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце«НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнцав Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Множествохрамовых барельефов в Ориссе изображают танцовщиц древности вхарактерном «Трибханга» – тройном изгибе тела.Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных настенах этих храмов, построенных в 6-8 вв. н.э. Стиль Одисси близок к Бхарат-натьяму по технике, костюму ивыразительным средствам. Одисси многие века существовал как строгохрамовый танец, исполняемый перед божеством Джаганнатха. Поэма«Гита-Говинда» средневекового поэта Джаядэвы стала основным источникомстихов для танцевальных композиций Одисси. Танец исполнялся в храмахтанцовщицами мехари и служил посвящением Богу. Так, в храмеДжаганнатхи, одном из наиболее почитаемых во всей Индии, танцы Одиссиисполнялись дважды в день - во время церемонии утреннего подношенияБогу и во время ночного богослужения. Но, если Бхарат-натьям - это каскад быстрых и канонизированныхтанцевальных комбинаций, то Одисси славится скульптурностью иизяществом движений, отличается большей плавностью, грациознымидвижениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, болеемелодичная. Костюмисполнителя очень интересен – в отличие от других стилей, украшенияздесь серебряные, а прическа украшена башенкой(пирамидкой) – гопурамой,символизирующей вершину храма, в окружении белых цветов и напоминающейо храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы. В средние века Одисси окончательно сформировался как самостоятельныйстиль. В начале XX века этот стиль переживал упадок, и возрождение егоначалось несколько десятилетий назад. В середине ХIХ века искусствотанца начали постигать мальчики и юноши, благодаря чему стало возможнымвозникновение династий артистов и развитие стиля не только какхрамового, закрытого для непосвященных танца, но и как светскогоискусства. Рисунок танцев в стиле Одисси повторяет скульптурные позы, которыевысечены на стенах орисских храмов. Техника смены поз основана накоординации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног,тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок.Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становитсяпохожей на статуэтку. Между чисто танцевальными фрагментами проходитцелый ряд образов. Канонические танцы:
|