"Одисси" - лирический танец восточной Индии |
![]() |
![]() |
![]() ![]() Стиль Одисси близок к Бхарат-натьяму по технике, костюму ивыразительным средствам. Одисси многие века существовал как строгохрамовый танец, исполняемый перед божеством Джаганнатха. Поэма«Гита-Говинда» средневекового поэта Джаядэвы стала основным источникомстихов для танцевальных композиций Одисси. Танец исполнялся в храмахтанцовщицами мехари и служил посвящением Богу. Так, в храмеДжаганнатхи, одном из наиболее почитаемых во всей Индии, танцы Одиссиисполнялись дважды в день - во время церемонии утреннего подношенияБогу и во время ночного богослужения. Но, если Бхарат-натьям - это каскад быстрых и канонизированныхтанцевальных комбинаций, то Одисси славится скульптурностью иизяществом движений, отличается большей плавностью, грациознымидвижениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, болеемелодичная. ![]() В средние века Одисси окончательно сформировался как самостоятельныйстиль. В начале XX века этот стиль переживал упадок, и возрождение егоначалось несколько десятилетий назад. В середине ХIХ века искусствотанца начали постигать мальчики и юноши, благодаря чему стало возможнымвозникновение династий артистов и развитие стиля не только какхрамового, закрытого для непосвященных танца, но и как светскогоискусства. Рисунок танцев в стиле Одисси повторяет скульптурные позы, которыевысечены на стенах орисских храмов. Техника смены поз основана накоординации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног,тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок.Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становитсяпохожей на статуэтку. Между чисто танцевальными фрагментами проходитцелый ряд образов. Канонические танцы:
|