Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Warning: Creating default object from empty value in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/joomla.php on line 4231

Индийские танцы

Печать E-mail
23.02.2011
Танец живота, Восточные танцы, индийские танцы. Школа Восточного танца "Шелковый путь" (г. Киев) #0
Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения, а  индийские танцы (на основе "Натья Шастры" ("Наука о танце" - трактат, на основе которого развивались все стили классического танца Индии, автора Бхарата Муни - 400 г. до н.э.) считаются древнейшими в мире. Индия – удивительная и прекрасная страна с богатой танцевальной культурой и танцевальным наследием - с традиционными народными и племенными танцами. Богатство и разнообразие этих форм почти не поддается исчислению. Каждый штат, каждое селение привносит в них свою уникальность и неповторимость. Безусловно, при общей схожести - в каждом индийском танце есть определенные особенности.

Главной особенностью индийских танцев является их божественное происхождение. Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива, который известен как Натараджа - Владыка Танца. Шива Натараджа своим космическим танцем Тандава создал мир из хаоса. Этим же танцем он мог и разрушить его. Шива научил танцевать свою супругу Парвати и впоследствии передал танец людям на землю - Шива научил танцу мужчин, Парвати – женщин.

Танцы выполняли разные функции. Изначально - главными были их религиозная, ритуальная и обрядовая сторона. Однако, общим принципом всех индийских танцев является то, что они помогают человеку достичь гармонии, познать свой внутренний мир. Многие направления тесно переплетаются с основными системами Йоги. Индийский танец несет в себе духовный рост человека, раскрывая сокрытые в нас пути осознания этого мира.

Все разнообразие танцев можно разделить на классические (храмовые) танцы, народные танцы и танцы из кинофильмов и эстрадные танцы.

Классические  индийские танцы

indian_dance_002.jpgКлассические индийские танцы славятся своими разнообразными, виртуозными ритмами. Движения танцовщиц завораживают, и полностью подчиняют ваше сознание, унося его в прекрасный и далекий мир, наполненный яркими красками и божественными образами.

Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали для участия в мистериях при храмах. Постепенно часть из танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классических танцев сильно отличаются. На юге – танцуют Бхарата-Натьям, на востоке – Одисси, на севере – Катхак.

Национальная Академия музыки, танца и драмы Сангит Натак официально присвоила статус классического стиля следующим формам Индийского танца:

1. Бхарата Натьям - классический танец из Тамил Наду

2. Катхак - классический танец из Северной Индии, Пакистана и Бангладеш

3. Катхакали - традиционный танец из Кералы

4. Кучипуди - классический танец из штата Андхра-Прадеш

5. Манипури - традиционный танец с Манипур и Северной Индии

6. Мохиниааттам - традиционный танец из Кералы

7. Одисси - традиционный танец в индийском штате Орисса

8. Саттрия - классический танец в Ассаме

На самом деле «Индийский классический танец» это относительно новый термин, который имеет широкое применение для различных систематизированных видов искусства, которые обнаруживают своё происхождение в Натья - сакральной форме музыкального театра древней Индии, теоретическая база которой может быть прослежена в древнем трактате Натья Шастра. Большинство классических танцев называют часто храмовыми танцами, т.к. их корни ведут  в различные храмы и религиозные культы. На данный момент  данное направление приобрело более сценическое значение, хотя и  ведутся попытки восстановления его сакрального смысла.

Храмовые танцы в свою очередь делились на три вида:

•    Агама Нартанам (Agama Nartanam) – танцы, исполняемые внутри храмового святилища согласно установленным ритуалам, относятся к религиозному виду исполнения.

•    Карнатакам (Carnatakam) – танцы, исполняемые при дворе царей и правителей под аккомпанемент классической музыки, относятся к интеллектуальной форме исполнения.

•    Дарбари Ааттам - форма танца предназначена больше для простых людей с целью их просвещения в области религиозных знаний, культуры и социальной жизни. Эти танцы исполняли на площадках перед храмом.

Индийский храмовый танец – это своего рода духовная практика, такая же древняя, как йога. Это форма «динамической медитации» с целью достижения гармонии тела и эмоций. При правильном и самозабвенном исполнении танец - это способ достижения освобождения от бесконечной цепи перерождений.

Классические танцы считаются наиболее сложными в изучении и исполнении. На  полноценное изучение ученик может потратить от 5 до 7 лет и больше, в зависимости от выбранного стиля и мастерства учителя. Основа основ храмового танца Индии – 108 поз Шивы.

Мудра и хаста

indian_dance_003.jpgТанцовщику досконально следует знать мудра - разнообразные позиции пальцев, и хаста - жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела. Они детально кодифицированы. Жесты для одной руки называются асамьюта хаста, их 28, а для двух рук называются самьюта хаста, их 23 (по описанию, которое дается в трактате Абхиная Дарпана. Каждый жест имеет название и свой перечень значений, такое употребление жестов называется Хаста Винийога. Способы использования жестов для рук входят в техническую основу каждого стиля индийского классического танца. Опытные профессионалы могут составлять фразы из этого словаря жестов и интерпретировать сюжет разными способами. С помощью Хаст передаются значения слов и фраз в песнях и текстах, они помогают передать смысл истории, сюжета, акцентировать настроение. В техническом же танце (абстрактном, который не несет смысловой нагрузки) Хасты используются без значений и служат средством украшения движений танца, такие жесты называются Нритта Хаста. В некоторых стилях, например, в Катхаке и Манипури хасты используются менее активно, чем в других стилях индийского классического танца.

 Раса (эстетическое наслаждение)

indian_dance_004.jpgРаса – это впечатление, которое возникает в сознании зрителя посредством выражения эмоций.  Раса - является целью любого искусства в индийском понимании. Но эта цель также равносильна для любого искусства в принципе.

Всего существует девять Раса:

Шрингара (Любовь)

Хасья (Смех)

Каруна (Сострадание)

Роудра (Гнев)

Вира (Героизм)

Бхаянака (Страх)

Бибхатса (Отвращение)

Адбхуда (Удивление)

Шанта (Мир)

Популярность древнейшего индийского танца растет. Хотя танцевать его достаточно непросто. Нужно выучить огромное количество движений и понять их смысл – необходимо жить этим танцем, дышать в его ритме. Научиться «по-индийски» выражать чувства (любовь и радость, счастье и печаль, страх и удивление, покой и гнев). Каждое движение пальца, выражение лица, поднятая бровь, постановка рук и ног – все геометрически выверено и имеет огромное значение. Прежде всего, потому, что эти танцы имеют сакральный характер. Мимика и жесты, безукоризненная последовательность поз и рисунок танца – все строго определено и подчинено сюжету. «Мелкие» движения головы, шеи, бровей и глаз зачастую играют одну из самых важных ролей  в танце – ведь они передают его душу. А мастерство исполнения зависит от знания танцовщицы каждой детали, применительной к данному стилю и образу. Ведь индийский танец – это и пантомима, и театр.

Народные танцы

indian_dance_005.jpgДвижения народных танцев, в отличие от классических, канонизированы не были и они не имеют зафиксированных письменных традиций.

Индия большая страна и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца, как, например, танец Тера Тали общины Камад в Раджастане, который вдохновенно исполняется местными жителями.

На танцы может оказывать влияние близость соседних штатов и влияние их танцевальной культуры. Во многих народных танцах можно обнаружить тот или иной элемент, перенятый из классических танцев, исполняемый в данном штате.

Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками. Народные танцы больше направлены на выражение духа коллектива и продолжение традиций, чем на изящное и виртуозное исполнение.

Народные танцы часто приурочены к праздникам таким как Холли (один из самых веселых праздников в Индии – это весенний праздник красок) или Дивали (фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом), хотя могут танцеваться и в любой другой период.

Наиболее популярные  - это пенджабские(бхангра), гуджарадские(дандия, гарба), бенгальские и раджастанские (кальбелия, гумар) танцы. Если перечислить все народные танцы, то их можно насчитать более 40. (подробнее читайте в статье про народные танцы).

Bollywood – танцы индийского кино

indian_dance_006.jpgВ Бомбее (столице индийского кинематографа) зародилось слово – БОЛЛИВУД, которое включает в себя две составляющие: Бомбей и Голливуд (Hollywood).

Болливуд – это страна грез индийского кино. Кино-танцы и шоу-танцы Болливуда стали именоваться БОЛЛИВУД-танцем или БОЛЛИВУД-стилем. Болливуд донес индийскую танцевальную культуру и до мировой публики.

В Болливуд-танце используется стилизованные классические индийские танцы, народные танцы и целый mix европейских танцевальных направлений. В Индии, существует только несколько определений Болливуд-танца:  Вестерн, Фолк, Муджра, Фьюжен.  

Во всех этих направлениях используется музыка из кино, также и может заимствоваться хореография. В Вестерн включается танец с элементами Латино, современный Hip Hop, R&B, элементы стрипа, Джаз-танец и Модерн.

В понятие Фолк включается танцы, где прослеживаются стили народных танцев.

В понятие Муджра, чаще всего входят танцы в стиле фильма "Umrao Jaan" (еще такую муджру называют понятием Классика). В понятие Муджра входят также танцы где наблюдается смешение стилей (чаще несколько стилей классических индийских танцев или любые другие европейские стили танцев, как классические, так и современные).

А танец типа Maya Maya в индийских шоу вообще причисляется к Bellydance.

На самом деле не все актеры Болливуда умеют хорошо танцевать, но безусловно особую популярность и успех имеют актеры, которые владеют искусством танца и пения.

Наиболее известные танцоры-актеры  и хореографы Болливуда, завоевавшие сердца прекрасным исполнением танцев (однако это далеко не полный список):

Сародж Кхан - правящая королева хореографии Болливуда на протяжении уже более чем двух десятилетий. Она регулярно работала с Мадхури и Шридеви, двумя лучшими танцовщицами Болливуда.  Сародж постоянно является судьёй в различных танцевальных шоу, также она ведёт собственное танцевальное ТВ-шоу Nachle Ve with Saroj.  Сародж Кхан получила множество премий и наград за свою хореографию, среди которых 8 премий Filmfare Best Choreography , также она получила American Choreography Award за работу в фильме Lagaan.

Шридеви - последняя великая актриса Болливуда прошлых лет, впервые снявшаяся в 4 года, и с тех пор сыгравшая рекордное количество ролей в фильмах на телугу, тамили, малаялам и хинди. В отличие от многих других Шридеви обладает не только красотой, но и выдающимся талантом, который позволил ей значительно расширить амплуа типичной индийской актрисы. Шридеви в совершенстве владеет искусством классического танца в стилях Кучипуди и Бхаратанатьям

Амитабх Баччан –  более 200 фильмов, 3 Национальные премии и 12 премий Filmfare. Но больше его заслуг поражает та любовь, граничащая с поклонением, которую испытывают к нему жители Индии. Был удостоен Национальной премии - высшей награды в кино.

Ритик Рошан - безусловно, икона Болливуда. Очень талантливый актёр и прекрасный танцор. Танцует не только в кино танцует, но и на сцене. Он получил Filmfare и еще десяток премий, как лучший дебютант 2000 года. Единственная необъявленная награда во время церемонии "Star Screen Awards 2011" и, скорее всего, одна из самых долгожданных номинаций, "Лучшая Пара 2010" была выиграна Ритиком Рошаном и Айшварией Рай Баччан благодаря их блестящей химии в фильме режиссёра Бхансали "Мольба" (Guzaarish).

Айшвария Рай Баччан- эталон восточной красоты, символ Индии и самая высокооплачиваемая звезда Болливуда. Достижения: "Мисс Мира 1994"; самая перспективная актриса 1997 года; первая из индийских актрис стала членом жюри Каннского кинофестиваля;  несколько раз неофициально признавалась самой красивой женщиной планеты; на церемонии награждения IIFFA 2005 ей был презентован новый сорт голландского тюльпана, выведенный специально для нее и названный ее именем; первая из индийских актрис приняла участие в американских ток-шоу: 60 минут, шоу Дэвида Леттермана и шоу Опры Уинфри; первая из индийских моделей вошла в международную команду "лиц" L'Oreal

Вайбхави Мерчент - сегодня она является одним из ведущих хореографов в киноиндустрии Индии. На сегодняшний день Вайбхави Мерчент является обладательницей множества наград и премий за лучшую хореографию, таких, как Zee Award, IIFA Award, Apsara Award и Star Screen Award.

Мадхури Диксит - одна из самых лучших танцовщиц Болливуда. Никогда не переделывает танец, исполняет его с чувством, пониманием и душой.

Хема Малини - лучше чем сама Хема, здесь не скажет никто: «Танец - часть моей жизни. Если бы я не танцевала, Бог знает, чем бы я занималась. В моей жизни образовалась бы пропасть!» Актриса и танцовщица, которая искусно дарит зрителю свое мастерство. Занимается политикой и продюсерством. В 1999 году Хема получила премию Падмы Бхушан за ее вклад в индийское кино.

Блестящий танцор, многогранный хореограф, актер и модель - Каран  стал танцевальным феноменом, явлением болливуд-танца на сцене Великобритании.  Он основал своё шоу "KSPARK entertainments", танцевальную школу, а также осуществляет программу "Мастер-классы болливуда Карана". Является хореографом многих шоу-программ в Великобритании и за её пределами.

Полное представление о звездах Болливуда и их достижениях – можно будет прочесть в статье, посвященной им.

Завораживающий мир индийского танца

indian_dance_007.jpgПравильно исполненный индийский танец улучшает работу организма, открывая внутренние каналы и даря исполнителю духовную силу. И для достижения определенного мастерства танца – нужно приложить очень много желания, сил и понимания. Чтобы танец стал легким, изящным, изысканным, танцовщица должна пройти длительный период обучения, который включает в себя не только изнуряющие физические тренировки, но и упражнения для достижения необходимого духовного состояния. Когда танцовщица достигает вершин мастерства, танец становится частью её внутреннего «я».

Индийский танец очень давно завоевал симпатии на всех континентах и нашел своих последователей во многих странах мира. Яркие, необычные, завораживающие движения танцовщиц редко кого оставят равнодушным. Их образы одновременно простые, и порой немного наивные -  в то же время очень сложные и характерные. Каждый танец несет в себе целый и осмысленный сюжет. Характер танца и его стиль дополняют костюмы, который каждый по-своему является уникальным и ярким образом.

В Индии всегда существовала глубокая связь между разными видами искусства – музыка, поэзия и литература, танец, драма, живопись, скульптура. И эта глубокая связь сохранилась до сих пор. Индийский танец – это воплощение  традиционных религиозных обрядов, связанных с божествами и мифологическими образами в природе. Открыв однажды для себя легкий и стремительный поток энергии и красоты, исходящий от танцующих «полубогинь» - ваш внутренний мир раскрывается по-новому. Этот танец манит, завораживает и навсегда остается в вашем сердце!

 

 
Fatal error: Call-time pass-by-reference has been removed in /sata2/home/users/indiandan/www/www.orientaldance.com.ua/includes/domit/xml_saxy_shared.php on line 159